В разливах рек моря
Дорогие друзья!
С 15.07.2020 года в Чёрмозском музее работает выставка
«В разливах рек моря» заслуженного художника России Анатолия Тумбасова. Уроженец села Кочкарь Челябинской области, живописец, график, журналист, участник Великой Отечественной войны.
А.Н.Тумбасов рисовал много, плодотворно, путь художника замечательно последователен. В годы его детства ребята умели ддавать клятвы и держать их. Они иначе читали книги, иначе видели и понимали красоту и, не избалованные музеями, умели посвящать себя искусству с волнением и служить ему с рыцарственной чистотой. Еще школьниками в городе Пласт в Южноуральске друзья Толя Тумбасов и Ваня Чистов поклялись «каждый свободный час уделять искусству», не выпускать из рук карандаша ни при каких условиях. Ваня выпустил его только на фронте, оставив другу письма и выцветшую фотографию.Всю жизнь мастер кисти рисовал с памятью о своем погибшем друге.
А.Н.Тумбасов рисовал много, плодотворно, путь художника замечательно последователен. В годы его детства ребята умели давать клятвы и держать их. Они иначе читали книги, иначе видели и понимали красоту и, не избалованные музеями, умели посвящать себя искусству с волнением и служить ему с рыцарственной чистотой. Еще школьниками в городе Пласт в Южноуральске друзья Толя Тумбасов и Ваня Чистов поклялись «каждый свободный час уделять искусству», не выпускать из рук карандаша ни при каких условиях. Ваня выпустил его только на фронте, оставив другу письма и выцветшую фотографию.Всю жизнь мастер кисти рисовал с памятью о своем погибшем друге.
Сам Анатолий Николаевич воевал, но о войне говорил так.
- Я разделяю фронтовиков и участников войны. Мой друг Ваня – фронтовик, бронебойщик, а я только участник. Я был механиком по вооружению самолётов, и мы, штурмовики, всегда находились в 15-20 километрах от фронта. И отец мой был фронтовик, защищал Ленинград.
В одной из своих книг Тумбасов вспоминал, как возвратясь домой после войны, он с горечью слушал сбивчивую речь матери, которая называла его то Колей, как отца, то Толей, они слились для неё. Да и сам он почувствовал это соединение остро и навсегда. Очевидно, это было уделом многих сыновей, возвратившихся живыми, - они были отцами и детьми разом.
В послевоенные годы посвятил свою жизнь и творчество, ставшему родным Прикамью.
В 1951–1956 гг художник отправился в составе экспедиции Пермского краеведческого музея на старинные заводы в Чермоз и Пожву, попавшие в зону затопления Камского водохранилища. В результате этих поездок написаны картины на темы из истории уральских заводов (часть работ в экспозиции «История города-завода» Чёрмозского музея, 2-й этаж).
На Чёрмозском заводе художник долго ходил, присматривался как работают металлурги, о заводе говорил уважительно «старик-завод», удивление об увиденном на страницах книги «В разливах рек - моря» (Перм. кн. изд-во. 1978 г.).
«…А как не помнить Чёрмозский завод! Чугуноплавильный и железоделательный!
Прежде чем старик-завод ушел на дно Камского моря, мне тоже довелось побывать там. Нижний завод был снесен навсегда, а верхний у плотины громыхал днем и ночью. Рабочие спешили выдать последнюю прокатку, последние пачки листового железа.
Из далекого прошлого донесло лишь отдельные штрихи, но чем скупее они были, тем острее работало воображение…В листобойке надсадно бухали многопудовые молоты на деревянных рычагах. Под ударами молотов листы железа обретали эластичность. Раньше молоты приводились в движение водой, на каждую пачку полагалось пятьсот – шестьсот ударов. Я дивился тому, что рычаги сделаны из березовых кряжей, стянутых обручами, обручи закреплены клиньями.
-Берёза тут выносливее – дедами проверено, - говорили рабочие.
Наперегонки ухали молоты! В горячем воздухе пахло калёным железом, краска плавилась и плыла с палитры. Я писал и выходил на улицу охладиться. Заводской двор был утоптан окалиной, на солнце казался оранжево-красным. Земля, словно, отражала всполохи революции 1905 года. Тогда на усмирение рабочих вызвали солдат, но из Перми ответили:
«Выслать невозможно, ввиду беспокойства Мотовилихи, сдерживаемой присутствием казаков».
Маршруты Тумбасова по стране узнаваемы. С мольбертом побывал на строительстве различных ГЭС: Саратовской, Красноярской, Саяно-Шушенской, Братской, Усть-Илимской. В его блокнотах зарисовки из путешествий по сибирским городам, Каме, Лене, Енисею. Из наблюдений рождались рассказы с зарисовками природы, публикуемые на страницах газет и журналов. В 1970 - 1990 гг в Перми вышли книги «Дрема луговая», «Капельки», «Шмель на этюднике». Публикации появлялись в центральных издательствах «Малыш», «Детская литература».
А.Н.Тумбасов трепетно относился к тем местам, где побывал. Приехав один раз, он запоминал город или населенный пункт навсегда, сердцем к нему прикипая. В этой живой памяти был Анатолий Тумбасов. В 2001 году, в юбилейный год 300-летнего Чёрмоза, художник подарил коллективу Чёрмозского музея фотографию с напоминанием о труженике-заводе, кратко, но горячо поздравив чермозян, вспомнив старое название «чёрмозцев» - металлургов.
Творчество А.Н. Тумбасова обращено и к его близким людям. На выставке представлены личные книги с автографами автора, которые Анатолий Николаевич подарил чермозским родственникам Екатерине и Леопольду Лужанским в 1970 гг..