Рождество-Богородицкая Чёрмозская церковь
#Чермоз_музей_вместе
Материалы с краеведческого слёта "Люби и знай свой край родной".
Ревенко Людмила Васильевна. Краевед п. Ильинский.
Заочное выступление.
Местность, занимаемая ныне Чёрмозским заводом, принадлежавшая фамилии Строгановых, в начале XVII столетия была вовсе не заселенною. В переписных книгах князя Гагарина 1715 года о Чёрмозе вовсе не упоминается. Только с покупкой этой земли дворянином Лазаревым у барона Григория Николаевича Строганова, в 1703 – 1775 годах, на местности Чёрмозской появилось первое население, в видах устройства тут завода. До 1789 года жители Чёрмозского завода состояли в приходе Усть-Косьвинской Преображенской церкви. Первый управляющий заводом Алтуфьев, тульский купец, погребён в Усть-Косьвинском селе, отстоящем от завода в 6 верстах, о чем свидетельствует надпись на чугунной, надгробной доске, доныне существующей на горе, вблизи Усть-Косьвинской церкви. С увеличением народонаселения в заводе до 1423 душ обоего пола, в 1783 году заводовладелец нашёл нужным в Чёрмозском заводе устроить особенную церковь и образовать из одного заводского населения отдельный, самостоятельный приход. По благословению Святейшего Синода, деревянная церковь в честь рождества Пресвятыя Богородицы, с приделом во имя крестителя Господня Иоанна, заложена была в 1783 году; в 1789 году по благословению Лаврентия, епископа Вятского и Великопермского. В 27 ноября освящён был главный престол десятоначальником, священником Иоанном Пьянковым. Через два с небольшим года, 25 мая 1792 года освящён был и придельный храм. Ныне существующая каменная трёхпрестольная церковь заложена по благословению Дионисия, епископа Пермского и Екатеринбургского, благочинным иереем Иоанном Диаконовым 29 мая 1827 года; кладкой кончена летом 1829 года. Первый престол во имя крестителя Господня Иоанна был освящён 25 января 1833 года Аркадием, епископом Пермским и Екатеринбургским. В то же число и того же года освящён и главный храм в честь рождества Пресвятые Богородицы преосвященным Аркадием, архиепископом Пермским и Верхотурским.
Церковь сия в основании своём крестообразная довольно правильной архитектуры дорического ордена. Главный алтарь находится в средине, по левую сторону с севера1алтарь в честь воскресения праведного Лазаря освящён 8 сентября 1836 года Пермским кафедральным протоиереем Димитрием Квашниным. Устройство иконостасов и живопись во всех храмах новейшего вкуса и отличается изяществом отделки. В числе икон есть много высокой кисти и особенно замечательна копия с Мадонны Рафаэля. Икона сия изображает Матерь Божию, стоящую па воздухе, с Предвечным Младенцем Иисусом; по правую сторону Ея святой Сикст, Папа Римский, а по левую святая великомученица Варвара. Вышиною сия икона 2 ¼ арш., шириною 1 арш. 10 вершков. Она приложена в храм владельцем завода Христофором Якимовичем Лазаревым, и писана в Дрездене художником Вольфом. Из книг при сей церкви отличается древностью только один устав, печатанный при царе Феодоре Алексеевиче и патриархе Иоакиме 1682 года. Прихожане Чёрмозской церкви отличаются благочестием и усердием к храму Божию. В начале существования прихода, при вызове людей из разных сёл, занесено сюда было семя раскола: в 1803 году раскольников считалось в Чёрмозском приходе 11 человек, 6 мужчин и 5 женщин. В последние десять лет раскол в Чёрмозском приходе увеличился очень значительно и растёт со дня на день. Мы не имеем статистических данных, но уверены, что число раскольников в Чёрмозе очень значительно. Тем страннее этот печальный факт, что в ближайших к Чермозу приходах – Кыласовском и Усть-Косьвинском раскольников не было, и нет до сих пор. Чёрмозские раскольники даже и в этих приходах решаются пропагандировать свое ересеучение. В прошлом году в Усть-Косьвинском приходе поколебались в православии двое, сначала жена, а потом и муж её. Это, по уверению детей поколебавшихся, действие раскольнических наставников из Чермоза. [1[.
Так, с 1874 года дела об уклонении в раскол крестьян Чёрмозского завода С. Ф. Чиркова и В. Костюкова с семействами, ... по многократным делаемым им увещеваниям миссионером Киселёвым, остаются открытыми, так как они непреклонно остаются в расколе [2.л.110]. 18.12.1890 года по решению консистории за № 1952 раскольников Семёна Фёдорова Чиркова и Василия Костюкова было указано иметь на особом пастырском попечении [2.л.60].
По клировым ведомостям за 1862 год церковь построена в 1829 году тщанием господ владельцев Лазаревых. Здание каменное, крепкое. Ограда возле церкви каменная с чугунною решёткой, заложена в 1854 году, но постройкой в 1862 году не окончена. Престолов в ней три. В настоящей, тёплой, во имя Рождества Пресвятой Богородицы: в приделах, в тёплом же с южной стороны во имя Собора Иоанна Предтечи, с северной стороны во имя Воскресения Святаго Праведнаго Лазаря Четверодневного. Утвари достаточно. [3[.
Причта положено по штату издавна: два священника, два диакона, два дьячка и два пономаря.
Земли к сей церкви нарезано по старому узаконению на один только штат 39 десятин пахотной и 3 десятины сенокосной, по новому же узаконению дорезка земли не узаконена.
Дома у всех священно-служителей господские, деревянные, прочны, а причётники живут в наёмных обывательских квартирах с получением от помещика квартирных денег по 5 руб. 71 ¾ коп. серебра в год.
На содержание священно-церковно-служители получали от помещика в год: священники деньгами по 114 руб. 28 ⅝ коп. на провиант по 28 руб. 57 ¼ коп., сена по 300 пуд., свеч сальных по 2 пуда, дров квартирных по 15 сажень, на содержание лошади по 33 руб. 57 коп., для услужения при доме имеют господских мальчиков. Сверх сего по законоучительской должности священник Иаков Братчиков получал деньгами 115 руб. 24 коп. и прочими пособиями на 47 руб. 55 коп.
Диакон получал деньгами жалованье 110 руб., на провиант 18 руб. 57 ½ коп., сена 200 пуд., свеч сальных 1 пуд, дров квартирных 12 саж., для услужения даётся ему мальчик господский.
Дьячки получали деньгами жалованье по 36 руб. 9 ¼ коп., на провиант по 14 руб. 28 ½ коп., сена по 10 пуд и дров квартирных по 8 саж. в год.
Пономари получали деньгами по 30 руб. 47 ⅝ коп., на провиант по 14 руб. 28 ½ коп., сена по 100 пуд. и дров квартирных по 8 саж.
Своих зданий церковь не имела.
Домовой и приписной церквей в приходе не было. [3[.
В 1874 году по штату полагалось вместо двух священников – один, один диакон и два псаломщика. [4].
В 1882 году по штату полагалось 2 священника и 2 псаломщика. Прихожан насчитывалось 2328 душ.
Содержание от помещика причту составляло 932 руб. 99 коп., капитал составлял 750 руб., земельная усадьба была равна 2281 саж., пахотной числилось всё также 30 дес., сенокосной 3 дес.; домов 4. [5].
Среди указов Пермской духовной консистории хранится дело о кощунстве крестьян Чёрмозской волости Ф. Димитриева Кычева, Даниила Андреева Попова и Димитрия Андреева Деменева, начавшееся в 1882 году и в том же году прекращено бывшим прокурором окружного суда за отсутствием признаков преступления. [2.л.105а].
В 1885 году прихожан насчитывалось 2374 душ. Указан 1 раскольник. Взамен земли содержание от помещика составляло 924 руб. 99 коп., земельная усадьба 944 саж., доход 1500 руб., капитал церкви равнялся 15050 руб., причту выплачивалось 750 руб., домов было 3. [6].
Приход считался крупным, поскольку насчитывал свыше 700 прихожан мужских душ. [7].
В феврале 1890 года консисторией были выделены 168 руб. 13 коп. на ремонтировку кровли на причтовом доме, занимаемом священником А. Меркурьевым, смета ремонтировки была составлена с окраскою новой крыши. [2.л.5].
10 марта 1890 года Комитетом по устройству Пермского епархиального женского училища на имя Чёрмозских священно-церковно-служителей было направлено уведомление № 230 «в виду открытия первых двух классов, сообщить следующие сведения: кто из священно-церковно-служителей пожелает поместить своих дочерей (10 и 11 лет) в общежитие, а кто желает держать детей на частной квартире». [2.л.12].
Среди указов Пермской духовной консистории хранится дело о предании церковному покаянию дочери мастерового Чёрмозского завода Марфы Матвеевой Выголовой за близ-вольное убийство* мастерового Нечаева. [2.л.25].
10.09.1890 по распоряжению консистории № 3 в Чёрмозе был открыт книжный склад. [2.л.42].
___________________________
Убийство близвольное есть, когда кто-нибудь в гневе или в страсти, защищая себя в драке, наносит своему противнику удар в опасное место; или когда кто дерётся с кем нетяжелым железом, желая, впрочем, причинить ему только боль, а не смерть. Васил. 8. Епитимия за это одиннадцатилетняя, Апост. 66.
В 1890 году вдова Чёрмозской волости Агапия Сергеева Усатых передала 200 руб. на вечное поминование её мужа Василия и сына Ивана и сверх того и Чёрмозскому причту 400 руб. [2.л.118].
С 1 февраля 1891 года в Чёрмозском заводе Пермским епархиальным училищным Советом было разрешено открыть школу грамоты. [8]. Однако, это сделано не было, поскольку в 1895 году отмечалось, что при 40 раскольниках «вовсе не было школы в Чёрмозском заводе». [9]. 9 В 1897 году женская школа грамоты была открыта и в звании попечителя был утверждён крестьянин Чёрмозского сельского общества Пётр Иванов Давыдов. [10]. По отчёту о состоянии церковных школ Пермской епархии за 1902-1903 учебный год в Чёрмозской школе отмечалась хорошая подготовка по церковно-славянскому языку, лучшая постановка диктанта, счисления, чистописания. Учитель Коняев был признан лучшим учащим. [11].
В Пермском государственном архиве сохранился договор от февраля 1891 года: «...я, нижеподписавшийся Пермский мещанин Алексей Николаев Мамаев, выдал настоящий договор священно-церковно-служителю Чёрмозской церкви и церковному старосте означенной церкви И. И. Сереброву в том, что я, Мамаев, взял постройку двух придельных иконостасов на следующих условиях: 1) согласно плану сделать столярство или тело иконостасов из елового сухого дерева и окрасить масляной краской, колером, какой будет избран священно-церковно-служителями и старостой, 2) означенную в плане резьбу колонн, карниза и рамы вырезать из липового дерева и вызолотить на полимент червонным сусальным золотом, 3) золото должно быть употреблено на резьбу девяти золотникового достоинства, а на колоны, карнизы и рамы десяти золотникового достоинства, 4) в иконостасы написать тридцать восемь икон живописи, какие должны быть в православном храме, 5) весь материал, как лес, так и золото должны быть приобретены на мой счёт». [2.л.69].
28 января 1891 года от прихожан были избраны для ежемесячного свидетельства приходных и расходных церковных сумм и для присутствования на каждом месяце при высыпке денег из церковных кружек и ящиков Фёдор Аркадьев Теплоухов, Дмитрий Иванович Кондаков, а вместо умершего Теплоухова 17.10.1891 года № 1593 – мастеровой Иван Васильев Кузнецов. [2.л.71,101].
28.10.1891 года Пермская консистория за № 1220 препроводила в Чёрмозскую церковь конфискованные у крестьянина Дмитриевской волости Якима Димитриева Пермякова восковые свечи. [2.л.103].
Из ведомости о приходе денег по библиотеке Совета Братства Святого Стефана за 1893 год, диакон Иона Южаков 4 октября подал рапорт № 183 о вырученных при Чёрмозской церкви 3 руб. 20 коп. [12].
В 1896 году по Соликамскому уезду раскольников в Чёрмозе было учтено 30 человек. [13].
На вечернем заседании Пермского епархиального съезда духовенства 27 августа 1909 года по распределению казённого жалованья между причтами церквей, Чёрмозская церковь была включена в 3-ю очередь. [14].
24 ноября 1911 года в заводе Чёрмоз было открыто общество трезвости. [15]. В 1815 году от прихода церкви завода Чёрмоз за 76 подписями было подано прошение о запрещении продажи спиртных напитков. [16].
Патриотическая манифестация в заводе Чёрмоз
10 марта 1915 года по случаю взятия Перемышля, при значительном стечении молящихся, местным духовенством было совершено торжественное богослужение, с провозглашением многолетия Государю Императору, Великой Государыне и всему Царскому Двору. После молебна состоялась многочисленная патриотическая манифестация. С пением гимна, портретом Государя Императора и национальным флагом прошла толпа по улицам завода и остановилась у здания двухклассного училища, где главный управляющий имения князя Абамелек-Лазарева действительный статский советник Н. Н. Курмаков, произнёс глубоко патриотическую речь, покрытую долго несмолкаемыми криками «Ура!» Радость победы даёт населению уверенность в победах дальнейших. [17].
Источники:
1. Пермские епархиальные ведомости (ПЕВ) 1876 год № 5.
2. Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф.540. Оп.1 Д.59 Указы Пермской духовной консистории духовенству и причтам.
3. ГАПК.Ф.540. Оп.1. Д. 20 Клировые ведомости Соликамского уезда 1862 года.
4. ПЕВ 1874 год № 1.
5. Адрес-календарь Пермской епархии на 1882 год.
6. Адрес-календарь Пермской епархии на 1885 год..
7. ПЕВ 1886 год № 6.
8. ПЕВ 1891 год № 6.
9. ПЕВ 1895 год № 10.
10. ПЕВ 1897 год № 19.
11. ПЕВ 1904 год .№ 27,28,29,30,31.
12. ПЕВ 1894 год № 21.
13. ПЕВ 1896 год №№ 4-5.
14. ПЕВ 1909 год № 34.
15. ПЕВ 1911 год № 34.
16. ГАПК. Ф.540. Оп.1 Д.29 Клировые ведомости Соликамского уезда 1914 года № 10.
17. ПЕВ 1915 год № 10.