Природные объекты в фольклорной поэзии Карагайского округа
#Чермоз_музей_вместе
Материалы с краеведческого слёта "Люби и знай свой край родной".
Кучева Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа № 2»,
с.Карагай, Карагайский МО.
Заочное выступление.
Окружающий мир, природные объекты и явления всегда входили в культурный мир людей, влияли на национальные традиции, уклад жизни, понятия добра и зла. Природа издревле была объектом поклонения, воспевания людей и отражалась в фольклорных текстах, в родном языке. Так как фольклорная культура пестра и богата своими формами, импровизацией, то в связи с этим изучение материала фольклорных текстов как отражения национальной культуры и сознания, как источника живого языка представляется особенно актуальным и интересным.
Школьниками 7-8-х классов проводился сбор песенного творчества информантов Карагайского округа с последующим лингвокультурологическим исследованием слов, принадлежащих к тематической группе «природа». Было собрано и проанализировано около 180 контекстов самых популярных и распространенных, на наш взгляд, жанров – песен и частушек, в которых встречаются данные слова. Частушки объединили в циклы: колхозные, рекрутские, про гармониста, любовные, свадебные и нескладушки. Рассмотрены песни о любви, хороводные, свадебные, рекрутские, колыбельные.
Вот наиболее употребляемые слова-названия природных объектов и их словоформ от наших информантов (в порядке убывания): река, лес, дорога, поле, сад, камень, гора. Это далеко не полный список природных объектов, отраженных в собранных нами фольклорных текстах.
Среди названий деревьев и кустарников наиболее популярны ель, сосна, сирень, калина, верес, рябина, тополь. Выбранные для описания концепты (то есть слова, образы, понятия одной тематической группы) довольно частотны, что легко объясняется географическим положением Карагайского округа.
Значительная часть природных объектов выделяется народным сознанием из общего природного ландшафта, то есть приобретают некий особый, «выделенный» статус, закрепляясь в микротопонимике: названиях ручьев, полян, лугов, мостиков и т.д. сообразно хозяйственно-бытовым занятиям населения и местам, куда наши предки ходили побыть в одиночестве, поплакать, излить свои чувства, местам, где случалось какое-то событие, происшествие, местам, где проходили свидания. Здесь и рождались лирические песни.
Любые природные объекты закреплены в фольклорной поэзии, неисчерпаемой по содержанию, до конца не изведанной и не изученной, поэтому сегодня фольклорные тексты весьма привлекательны для исследований, а собранный нами материал поможет учителю в обучении краеведению в 5-9-ых классах, по русскому языку - для изучения темы «Диалектизмы», «Просторечия»; на уроках литературы с 5-го по 9-ый класс – для изучения темы «Устное народное творчество. Малые жанры», «Лирические песни». А сбор и изучение исчезающих нематериальных ценностей способствует формированию гражданской позиции в сохранении культурного наследия нашего края.