К 320-летию Чермоза. Бабыкин Константин Трофимович.
В феврале этого года в музее раздался звонок.
Приятный женский голос спросил: «Знаете ли вы имя Бабыкина Константина
Трофимовича, архитектора, чья судьба была связана с Чёрмозом?» Звонила
директор ДК железнодорожников г. Перми Татьяна Андреевна Могильдя.
В нашем музее и в архивном отделе администрации Ильинского городского
округа таких сведений нет.
Татьяна Андреевна сообщила нам следующее.
Бабыкин Константин Трофимович, годы жизни 17.09.1878-1960.
Место рождения: с.Архангельское (Коми-Пермяцкий АО, Юсьвинский р-он,
ближайший крупный населенный пункт-г.Кудымкар).
По его проектам построено много зданий, являющихся в данный момент
памятниками архитектуры (в т.ч. конструктивизма). Наиболее известные
здания г.Екатеринбурга: театр оперы и балета, ДКЖ, здание управления
Свердловской железной дороги.
Более подробная информация есть в книге Десятова В.Г. «Константин
Трофимович Бабыкин».
Через несколько мы получили эту книгу от Татьяны Андреевны. В ней очерк
воспоминаний ученика Бабыкина К.Т., которому посчастливилось учиться у
него.
Предлагаем вашему вниманию несколько биографических дат и эпизодов из этой
книги.
1885 г. – переезд с родителями в Чёрмоз на Чёрмозский завод, обучение в
мужском двухклассном училище.
Фотокопия удостоверения об окончании учебы в Чёрмозском двухклассном
училище. 1885 – 1889 гг.
«В заводе Чёрмоз Костя познал первые азбучные истины да счет. Мать очень
следила за ним. Учился он хорошо, заставлять делать уроки не надо было.
Чёрмозские архитектурные произведения зародили у ребенка страсть к
архитектуре. Чёрмозские зодчие, обладая высокой архитектурной
грамотностью, при планировке и застройке завода учитывали живописный
рельеф территории, наличие пруда и окружающей природы. Только прокатный
цех (механический цех) стоял, как храм, а его протяженный фасад был
украшен и выступами стены, и центральным шестиколонным дорическим
портиком, и четвертными пилястрами. Между выступами помещались три окна
слева, а центральная часть была поделена арочными окнами. Так зодчие
мастерски использовали положение цеха на открытой местности вдоль зеркала
воды протяженного пруда. Его крупные формы воспринимались с большого
удаления.
Барский дом Абамелек-Лазарева был деревянный, отштукатуренный в стиле
классицизма. Главный фасад был подчеркнут портиками дорического ордера.
Портики имели балюстрады из решеток чугунного художественного литья.
Балкон у портика, поддерживался большими чугунными кронштейнами тончайшего
рисунка».
Фотокопия. Кронштейн под балконом дома главного управляющего Пермским
имением Лазаревых. 1815 г.
1892 – переезд с родителями в Пермь, поступление в реальное училище.
1900 – поступление в Киевский политехнический институт на строительный
факультет.
1907 – 1911 гг – производитель работ по постройке нового вокзала в
Екатеринбурге и заместитель начальника участка службы Пермской железной
дороги.
Бабыкин К.Т., заместитель начальника участка службы Пермской железной дороги. Фотография. 1911 г.
1911 – 1919 – начальник участка службы пути Пермской железной дороги.
1921 – 1929 – начальник проектного отдела Пермской железной дороги.
Г.Екатеринбург. Главный архитектор здания Управления Пермской железной
дороги.
1933-1935 – завкафедрой строительного института.
1935 – завкафедрой архитектуры Уральского индустриального института.
1938 – утвержден в должности профессора.
1942 – заведующий строительным отделением Уральского политехникума (по
совместительству), г.Екатеринбург.
Бершадский Ю.Р. Портрет профессора Бабыкина К.Т.1947 г.
1955 – профессор кафедры архитектур