К 320-летию Чермоза рубрика «ЧЁРМОЗ – МАЛАЯ РОДИНА НАША, ТЫ НАДЕЖДА, И БОЛЬ, И СУДЬБА» 2
ПАРОХОДЫ НА ПРУДУ
по материалам Г.В. Захарова
Топливом для цехов металлургического завода Чёрмоза служили дрова, которые в летний период доставлялись из Напарии и Онино по пруду пароходами. В замкнутой акватории пруда (выход на Каму был перекрыт заводской плотиной) плавали два парохода «КРАСНЫЙ ПАРТИЗАН» и «КОМСОМОЛЕЦ».
Внешне они не отличались от камских буксиров, но были раза в полтора меньше речных. Строительство пароходов осуществлялось непосредственно на пруду рабочими завода. Первоначально лес доставлялся на баржах, а в начале сороковых годов перешли на плотовой сплав.
Доставленные для завода плоты сосредотачивались вдоль всего восточного берега пруда до заводской плотины. Извлечение брёвен из воды осуществлялось на лесопилке с помощью лебёдок. Кроме того в начале ул. Кирова на берегу был смонтирован элеватор, с помощью которого брёвна подавались на берег и укладывались в огромный штабель, откуда они постепенно доставлялись на лесопилку.
В довоенное время пароходы использовались также и для доставки чермозян в дом отдыха на «Культбазе», когда там проводились увеселительные мероприятия. Для пароходов на «Культбазе» был устроен специальный причал. Отдыхающих доставляли на барже, причаленной к пароходу и оборудованной местами для сидения. Баржа украшалась всевозможными атрибутами, работали буфеты, торгующие закусками, любимым чермозянами клюквенным морсом и ни с чем несравнимым чёрмозским мороженным. На протяжении всего путешествия играл баян, иногда духовой оркестр, народ пел, плясал и так до самой "Культбазы". После доставки партии отдыхающих, пароход возвращался за следующими. Путешествие начиналось под садом возле заводской плотины.
ЭСТАКАДА НАД ПРУДОМ.
В тридцатые годы и в начале сороковых грузоперевозки между Увалом и заводом осуществлялись по эстакаде, смонтированной на сваях непосредственно над поверхностью воды вдоль северного левого берега пруда.Эстакада начиналась у плотины под садом и заканчиваясь на Увале. Высота эстакады над поверхностью пруда была примерно два или два с половиной метра.
На эстакаде была проложена узкоколейная железная дорога, по которой с помощью конной тяги транспортировались вагоны. Основным грузом были дрова для завода, напиленные на увальской лесопилке. Протяжённость эстакады была примерно один километр. Эстакада служила также наикратчайшим пешеходным путём для посещения жителями Подгоры района Увала и деревни Шичата. В то время дороги по берегу не было, была лишь узенькая тропинка по самой кромке берега, по которой невозможно было пройти особенно после дождя.
ЛЁД - ДОРОГА
До середины 30-х годов для доставки леса с Напарии в зимнее время использовали конную тягу. Лошадей запрягали в сани, к которым прицеплялся подсанник. Лес возили по пруду брёвнами. Брёвна одним концом укладывались на сани, а другим на подсанник. Обычно загружали три четыре бревна в зависимости от диаметра. Вереница повозок целый день тянулась вдоль южного берега пуда. Естественно, такой метод доставки топлива был не рентабелен.
С образованием в Чёрмозе леспромхоза в подгорной части через лесной массив проложили трассу до Напарии, которая использовалась только в зимнее время, как леддорога. В посёлке трасса проходила по улице Прудонабережной (впоследствии Кирова), протяжённость трассы составляла примерно 25 км. Дорога представляла плоскую поверхность для транспортировки по ней 2-х полозных саней, нагруженных брёвнами. В качестве тяги предполагалось использовать трактора. Были опробованы разные типы тракторов, начиная от колёсных «Фордзонов» и до различных гусеничных, как «НАТИ» (в народе «Натики»), военные тягачи «Коммунар» и «Сталинец-60». После нескольких попыток от колёсных отказались из-за их маломощности, в дальнейшем отказались и от других тракторов из-за их нерентабельности. На смену пришли газогенераторные автомобили «ЗИС-21», но «Сталинец-60» продолжал трудиться, выполняя вспомогательные работы по обслуживанию ледяной дороги, а также на погрузо-разгрузочных работах, оснащённый крановым оборудованием.
При переходе на автомобильные перевозки, дорога приобрела иной вид. Сооружение зимника – ледяной дороги начинали в середине ноября, когда морозы сковывали землю, и она покрывалась снежным покровом. С помощью угольников (бульдозеров тогда не было), прицепленных к трактору, будущая дорога расчищалась от снега и по её центру прорывалась колея – борозда. Для упрочнения и снижения сопротивления перемещению саней, дорога и колея на всём протяжении поливались водой из цистерн ёмкостью порядка 50 кубов, установленных на сани, которые тянул трактор «Сталинец». Цистерны заполняли водой из пруда и колодцев, расположенных вдоль всей трассы. Воду качали центробежными насосами, приводом для них служили автомобильные двигатели. Насосы устанавливались в небольших рубленых домиках – будках, прямо над колодцем. Будки в народе называли «центробегами». Такое название «центробеги» получили от насосов, которые качали воду. Будка была оборудована железной печкой – буржуйкой и местом для отдыха, обсуживающего моториста. На трассе было несколько будок, начиная с первой в 2-х километрах от Чёрмоза. Для транспортировки леса по одноколейной дороге использовали сани Гинзбурга. Спереди сани внешне напоминали самолёт амфибию. В центре находился большой несущий полоз, как фюзеляж самолёта, который скользил в направляющей ледяной колее дороги - он был основой саней, и на него приходилась вся нагрузка от перевозимого груза. Слева и справа на поперечной балке, закреплённой на полозе, словно на крыле самолёта, располагались маленькие полозья, напоминающие поплавки, они предназначались для поддержания саней в равновесии при перемещении. На спаренные сани укладывались брёвна длиной 6 метров, образуя воз. Машины обычно возили по два воза, но наиболее опытные водители справлялись с тремя. Каждый воз это 18 кубов сырой древесины весом 10 тонн. При трёх возах эта нагрузка утраивалась и составляла 30 тонн.
Эксплуатация лесовозной техники и ледяной дороги осуществлялись гаражом, расположенным в районе Подгоры. Гараж находился на полном самообслуживании, поэтому при нём были созданы подразделения, которые занимались ремонтом техники и эксплуатационными работами на лёддороге.